Пассивно-послушное большинство? Как мы страшимся любых изменений
В заголовке статьи знаменитая, по-моему, еще афанасьевская фраза об агрессивно-послушном большинстве. По-моему, он тогда выступал на Первом Съезде народных депутатов СССР. Хотя я мог и перепутать, много времени ушло! Но мало что изменилось. И дело не только в политике, но и, скажем так, в особенностях бытия на современном этапе жизни. В особенностях нынешней жизни.
Недавно увидел репортаж о том, как избивают бандиты женщину в магазине, где-то в сытой и вроде как демократической Европе… Знаете, кто ей бросился на помощь? Инвалид! А нормальные, «ходячие» покупатели так аккуратненько проходят рядом. Общество потребления. Общество равнодушия? На самом деле, это особенность психики. Есть закон Ома: «Ток идет по пути наименьшее сопротивления». Есть закон человеческой психологии: «Большинство тоже идет по пути наименьшего сопротивления». Личностей, именно ЛИЧНОСТЕЙ стало мало.
Другое словечко — ОБЫВАТЕЛЬ. Которому ничего такого «сложного», и не дай Бог «тревожащего душу» — не надо. Есть определенный уровень доходов, достатка. Не хочется ничего менять, делать лишние «нелепые телодвижения». Слышу возражения: мол, а что в этом плохого? Есть семья, близкие в конце концов. Наверное, так и должно быть? Самое интересное, что и близкие не всегда поддерживают тебя, если ты вдруг решил измениться. Одна моя клиентка, которая прошла у нас марафон похудения, рассказывала, как в штыки восприняли ее изменения дома. Аргументация простая: «Ну и что ты опять решила себя мучить? Все равно ведь ВСЕ НАБЕРЕШЬ ОБРАТНО!» В аргументации было и неверие, и псевдожалость, и… псевдолюбовь. Когда дама успешно сбросила 30 кг ненавистного жира, тактика окружения сменилась: «Ой, да раньше было лучше! Мы так к тебе привыкли той». За скобками: той, которая не уделяла себе времени, которая все для всех делала, только не для себя! Конечно, привыкли!
Грустно, дамы и господа! Грустно, как мы все покрываемся коркой равнодушия, лени и апатии. Что же удивляться росту заболеваемости ожирением и росту всяких шарлатанских предложений. Причем, если глубоко вдуматься, рассчитанных почти на олигофренов. «Волшебные» капсулы, белье, «заговоры» против ожирения. Посмотрите какие запросы есть в Яндексе на эту тему! Ужас, дичь! А уж про «универсальные» методы, которые тиражируются во всех городах некоторыми псевдомедицинскими фирмами, я просто помолчу…
Внимательный читатель заметит, что автор слишком резко переходит с «высокой морали» на какие-то «низменные» моменты. А я вам, дорогие читатели, отвечу — все это связано. Люди запускают себя, начинают убеждать себя в том, что «ничего уже невозможно сделать», а это уже есть момент неуважения к себе. Нелюбви к себе. Так как же можно любить других, не любя себя?
Немного юмора: недавно увидел вопрос в Гостевой книге нашего сайта www. elizaveta-mc. ru: «Здравствуйте! Возможно ли похудение после 50, когда в организме происходит масса изменений и от былой стройности не осталось и следа? Лишний вес мешает жить, если учесть, что всю жизнь он был практически в норме. Было 72 кг., сейчас 97 кг при росте 177 см, явных проблем со здоровьем нет. Благодарю за ответ. » Человек вроде спрашивает, а ответ уже есть в вопросе. Внимательные это видят. Так что же объединяет все эти моменты: равнодушие к другим, равнодушие к себе? СОПРОТИВЛЕНИЕ! Банальное психологическое сопротивление.
Какие виды сопротивления существуют? Есть классические формы защиты. Например, отрицание. Мы часто применяем это в повседневной жизни, хотя никогда не задумываемся над этим. Все начинается еще в раннем детстве. Ребенок прячется под одеяло от собственных ночных страхов. Даже младенец знает, что, если видишь незнакомого и поэтому страшного дядю или большую собаку, лучше всего как следует зажмуриться и уткнуться в мамину шею. Дядя и собака тут же исчезнут! Ну, а взрослые делают немного по-другому, конечно. Так одна клиентка у меня года два не вставала на весы, «чтобы не расстраиваться»…
Еще часто встречается психологическая защита в виде расширения границ явления. Вот примеры: «Все едят сладкое и не обязательно становятся толстяками». «Все пьют пиво, перед танцами все выпивают. Так принято». «Разве можно быть спокойным в наше беспокойное время?!» «После 45 лет из-за климакса все равно все набирают вес, бороться с этим бесполезно». Появляется такое обобщение, причем примеры, которые опровергают данные высказывания, просто не учитываются, игнорируются. А если и не игнорируются, то тут же есть «рациональное объяснение» даже противоположным примерам: «Ну, если она смогла похудеть, значит у нее море свободного времени, а я такая несчастная и никогда не найду столько времени для себя!)
Перенос ответственности. «Разве можно не курить при такой нервной работе, как у меня?» «Если бы у меня были более заботливые родители, то я бы никогда не стал наркоманом». «Если бы не вечно боявшаяся всего на свете мама, разве я страдал бы неврозом страха?» «Почему я пью? А как не пить при моей-то жизни?» «Я толстая из-за врачей, которые начали меня пичкать гормонами». «Я полная, так как во всем виноваты папа и мама, которые меня перекормили. А я уже ничего не смогу сделать»
Неверие в возможность изменений. «Покажите мне хоть одну стройняшку, которая смогла удержать свой вес… Елена? Да она вот-вот снова станет полной, уже видно! И было так уже много раз!». «Если вы говорите, что болезнь неизлечима, тогда зачем мучить себя лечением?» «Я много раз пробовал бросить курить, и у меня не получалось, не получится и в этот раз». «Все эти методики по борьбе с лишним весом — сплошное шарлатанство!»
Перечисление способов психологической защиты, имеющей в своей основе феномен игнорирования болезни, можно продолжить. Сколько зависимых людей, столько и способов убежать от проблемы. Люди используют психологическую защиту неосознанно, искренне веря в то, что восстановить физическое или душевное здоровье им мешает злой рок, обстоятельства, другие люди и т. д. На самом деле помехой является сама защита. Нельзя обороняться от злой собаки, зажмурив глаза.
Как распознать и преодолеть «вредную» защиту? Существует ли «полезная» защита, не разрушающая личность и не оскорбляющая других людей? Защита, которая не ослабляет, а усиливает волю к победе? Говоря образно, не «защита — детское одеяло», а «защита — бронежилет»? Как вы уже догадались, прогрессивные формы психологической защиты существуют.
Среди таких способов психологи наиболее часто отмечают сублимацию (замещение) и актуализацию проблемы. Вариант первый — сублимация. Эта защита предполагает перенос внимания со своей проблемы на что-то другое: на заботу о семье, на работу, творчество, хобби. При этом мы не игнорируем саму зависимость, болезнь. Мы осознаем ее как реальную помеху на пути к определенной цели: стать великим художником или спортсменом, зарабатывать достойные деньги, создать семью. Однако подобный вариант психологической защиты эффективен лишь для тех, кто изначально имеет очень высокий уровень мотивации. Причем их мотивация — это не «здоровье ради здоровья», а «здоровый образ жизни ради возможности работать с полной отдачей». Нередко с помощью творчества или переключения внимания на новую работу человек попутно, незаметно для себя, избавляется от психологических проблем. Однако большинству людей такой вариант психологической защиты не подходит, потому что в начале периода выздоровления у них слабая мотивация.
В этом случае хорошо работает способ актуализации проблемы (если говорить простым языком — концентрация внимания на проблеме, признание ее факта), и это часто приносит успех!
Мы работаем с сопротивлением клиента, с его защитами. Мы помогаем ему преодолеть их и начать жить в гармонии с собой, в гармонии с собственным телом. Обращение к психологу становится нормой, так как очень часто людям нужна квалифицированная помощь специалистов.
Кислер Илья Александрович, руководитель центра снижения веса «Елизавета», врач психотерапевт, психоаналитик и …бывший толстяк.
«Здравствуйте, Илья и Наталья! Высылаю Вам свои фото (первая фотография — до МАРАФОНА — вес 85 кг., а вторая — ПОСЛЕ МАРАФОНА — вес 66. 8 кг). С уважением, Матыцина Анна Федоровна, 29 лет, Марафон — г. Оренбург 15. 04. 10−18. 04. 10» «Здравствуйте Илья Александрович. Высылаю Вам, как и обещала, свои фотографии до и после марафона. Вы очень сильно мне помогли, низкий Вам поклон!!! г. Оренбург. Марафон с 16 апреля по 19 апреля 2009 г. Никифорова Ирина Николаевна Рост 158 см. Вес до начала разгрузки 104 кг. После разгрузки 101 кг. Вес после марафона 98 кг. Вес неделю назад 77 кг. Вес на момент отправки дневника 76 кг. С уважением, Никифорова Ирина. »