Яблонская. «Утро». Куда улетает девочка?
Утро в Киеве. Квартира на Крещатике: высокие потолки (сталинская застройка), арочный балконный проем, натертый до блеска дубовый паркет. Квартира обласканных властью людей.
Скорее всего, квартиру дали людям искусства. И она еще не обустроена толком, стоят самые необходимые вещи: деревянная кровать, полувенский стул, особенная скатерть с бахромой, расписной кувшин, фаянсовый сливочник, тарелка для хлеба с салфеткой.
Семейство или увлекается прикладным искусством, или просто собирает керамику: на стене расписные тарелка и кашпо.
Комната в два окна. Пейзажа за окном не видно. Может быть, он скрыт туманом с Днепра. Где-то за рамками картины есть письменный стол, за которым обитательница этой комнаты готовит уроки. И платяной шкаф. И еще хотя бы пара стульев.
На спинке стула висит шелковый пионерский галстук, на сиденьи — форма. Надо идти в школу. Но…
Девочка-подросток тянется вверх. Она как бы взлетает… Похоже, что она танцует. Источника музыки не видно, скорее всего, это радио. Ее лицо выражает не радость, оно как бы тревожное. Не очень, но все-таки. Видимо, такая музыка. Ей хочется вспорхнуть, улететь вслед за звуками.
У нее прекрасное настроение (несмотря на грустноватую музыку). Это — ее комната, ее царство. Но лежащая на стуле форма — напоминание о каждодневных обязанностях. Еще пара минут полета — и надо одеваться, идти в школу.
Девочка — фантазерка, мечтательница. Она очень впечатлительна. Ей хочется быть первоклассной балериной, танцевать «Лебединое озеро» (ее поза напоминает об «Умирающем лебеде» Сен-Санса).
Девочка слегка неаккуратна. Может быть, и не слегка, а основательно. И в школе (скорее всего) ей неинтересно. О разбросанности говорит ее постель: она тануцет вместо того, чтобы навести порядок. Да и форма лежит со вчерашнего дня. Или приготовлена накануне?
Родители, видимо, не только предоставили ей собственную комнату, но и дали достаточно самостоятельности. Они не вмешиваются по мелочам: могли бы прибрать или заставить навести порядок. Видимо, родители считают, что со временем все будет, как надо. А пока ребенок должен радоваться жизни! Тем более, что для этого есть финансовая база (далеко не в каждой семье знают, что такое сливочник).
Похоже, что картина — эпизод из жизни самой художницы.
Утро в Киеве. Девочка танцует, девочка летает в мечтах и наяву…
Это о картине. Дальше — факты и только факты.
Вот что пишут биографы: «В начале 1941 проходит первая „Выставка работ студентки Т. Яблонской“, в этом же году Т. Яблонская заканчивает Киевский государственный художественный институт. Во время войны Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает колхозницей. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте. Возобновляет творческую деятельность. За картину „Хлеб“ (1949, эскиз находится в Смоленской картинной галерее) — Сталинская премия второй степени, 50 000 руб (1950), за картину „Весна“ (1950) — Сталинская премия второй степени, 50 000 руб (1951). Татьяна Ниловна Яблонская умерла в возрасте 88 лет в 2005 году. Ее творческий путь был отмечен многочисленными наградами и премиями».
Из интервью с дочерью художницы Гаянэ: — Скажите, девочкой, делающей зарядку у открытого балкона, на известной по советским учебникам картине Татьяны Яблонской «Утро» были вы? - Нет, я, в отличие от своей старшей сестры Лены, которая и позировала маме, никогда не делала зарядку. Эту работу мама писала еще до моего рождения, когда жила с первым мужем, художником Сергеем Отрощенко, в доме на углу улиц Красноармейской и Саксаганского.
Между прочим, один парнишка из Казахстана вырезал понравившуюся репродукцию картины из какого-то журнала и приколол ее над своим столом. Прекрасная, устремленная ввысь девочка стала для мальчишки своего рода мечтой — хотелось познакомиться с ней, а заодно научиться так же рисовать. И судьба распорядилась таким образом, что молодой человек поступил в Московский художественный институт, познакомился с нашей Леной, тоже студенткой факультета прикладного искусства этого института. Со временем они… поженились!"
Девочка уехала вместе с мужем в Казахстан.
Крещатик, центральная улица Киева, полностью сгорел во время войны и был отстроен весь заново. Самые монументальные сооружения на нем — здания «сталинского ампира» — были закончены строителями в 1954 году. Стены домов облицованы керамикой, а цоколи (по-моему, до четвертого этажа) — гранитом. Высота потолков в этих домах — четыре с половиной метра (если я не ошибаюсь). Об этот помпезный стиль сточили зубы поколения критиков от архитектуры, но — впечатляет!
Сталинская премия была двух степеней: первая степень — 100 000 рублей, вторая степень — 50 000 рублей. Зарплата врача в те времена была 1200 рублей, лаборантки в поликлинике — 600 рублей, сварщика — 800−900 рублей, уборщицы — 400 рублей, стипендия студента вуза — от 290 до 350 рублей.
О чем мечтали советские дети?