Фильм-нуар «Секреты Лос-Анджелеса». Классический стиль с австралийским оттенком?
Эх, если бы не «Титаник». Нет, не спорю, все мы, и ваш покорный слуга в том числе, с трепетом взирали, как миллиардное полотно Джеймса Кэмерона планомерно завоевывает вполне заслуженные «Оскары». Напомню, что блокбастеру не удалось превзойти достижение ленты Уайлера «Бен Гур» (1959), которая полвека назад из 12 номинаций получила 11 наград. Лишь повторить.
Не зря были пролиты девичьи слезы под сопливое шмыганье Кейт Уинслет «Джек? Джек?. . » Но довольно о победителях. Поговорим о проигравших.
Выйди картина Кертиса Хэнсона годом раньше или позже, и ни «Английский пациент», ни тем более невнятный «Влюбленный Шекспир» не смогли бы на равных тягаться с блестящей экранизацией романа Джеймса Эллроя. Хэнсону просто не повезло: 9 номинаций и всего 2 статуэтки, одну из которых (лучшая женская роль второго плана — Ким Бэсингер) киноманы оспаривают до сих пор. Печальный итог для режиссера, карьера которого резко пошла на убыль, и писателя, произведения которого хоть и по-прежнему экранизируются, но уже с гораздо меньшим успехом.
Справедливости ради заметим, что согласно данным американского сайта IMDb «Секреты Лос-Анджелеса» находятся на 70-м месте списка лучших фильмов всех времен и народов, тогда как опус Кэмерона туда даже не попал (суммарный рейтинг высчитывается по количеству голосов и баллов). Отечественный «Кинопоиск» ратует, что среди россиян «Титаник» намного популярнее (42-е место против 181-го). Результат, кстати, странный, ибо универсальный по смыслу блокбастер о крушении печально известного судна столь же близок нам, как и история о двух калифорнийских полицейских середины 50-х. Но Бог с ним, каждому свое, а мы перейдем к сюжету этого великолепного детектива.
…Офицера Бада Уайта (Рассел Кроу) и детектива-лейтенанта Эда Эксли (Гай Пирс) объединяет общая проблема — обостренное чувство справедливости. Уайт — хамоватый, быдловатый, но очень крутой коп. Его кредо — «Сначала хук, потом вопросы». Вследствие тяжелого детства, Бад ненавидит мужланов, избивающих женщин, и является исполнительным, но туповатым сотрудником. Его антипод Эксли — молодой карьерист, сын копа, погибшего при исполнении. Тщедушность не мешает Эксли в продвижении по служебной лестнице. Он проницателен, хитер и терпеть не может коррупцию в органах. Эксли скорее заложит товарища по оружию, нежели даст тому обойти закон.
Лос-Анджелес 50-х. Известный гангстер Микки Коэн попадает за решетку из-за неуплаты налогов. Его подельники, не успев очухаться и поделить город меж собой, становятся объектом охоты со стороны неизвестных. Горы трупов, героина и шокирующие заголовки в прессе. Жесткий и беспощадный капитан полиции Дадли Смит (Джеймс Кромвелл) вносит посильную лепту в очистку родины, насильно принуждая приезжих маргиналов убираться восвояси. Его методы не нравятся никому, но пока они работают, все привычно закрывают глаза.
Ситуация осложняется, когда в результате кровавой бойни в заведении «Ночная сова» гибнет бывший напарник Бада, упитанный и невоспитанный коп Дик Стенс. Дело быстро раскрывают по горячим следам, списав жестокое убийство на негров-наркоманов, коих впоследствии пускают в расход. Но и Уайт, и Эксли уверены, что Стенс погиб не случайно. Кто-то убрал его целенаправленно, заметая следы. Поодиночке детективы начинают собственное расследование, еще не предполагая, что в итоге им придется работать совместно, невзирая на прошлые и грядущие обиды, ибо враг силен, опасен и пленных не берет…
Хэнсон наглядно продемонстрировал, что жанр «нуар» жив и по-прежнему в цене. Не имея под рукой Хамфри Богарта, американец пригласил в свой проект двух малоизвестных в Голливуде австралийских исполнителей: Рассела Кроу и Гая Пирса. Оба актера уже на протяжении нескольких лет «прозябали» на Фабрике звезд. Кроу перебивался ролями во второсортных боевиках и триллерах, вроде «Виртуозности» или «Быстрого и мертвого», тогда как Пирс больше тяготел к мелодрамам («Их поменяли телами») и комедиям («Приключения Присциллы, королевы пустыни»).
Разумеется, продюсеры были не в восторге от желания Хэнсона сделать ставку на тандем безызвестных австралийцев. Проект и без этого обещал стать занозой в пятке. Хронометраж — почти два с половиной часа. 80 ролей с текстом. Огромные вложения в воссоздание на экране эпохи 50-х, начиная от декораций и заканчивая костюмами. Пару раз студия пыталась «выпнуть» экранизацию на телевидение, но в итоге было решено подсадить в кадр пару-тройку настоящих звезд. Среди последних — Кевин Спейси, уже успевший прославиться в триллере «Семь» и судебной драме «Время убивать». А также секс-символ 80-х Ким Бэсингер, которой в свои 44 года предложили роль тридцатилетней элитной проститутки, и балагур Дэнни Де Вито, коему после Зловещего Пингвина в сиквеле «Бэтмена» было решительно всё равно.
Фильм, как и книга Эллроя, будучи беллетристикой, обитает в мире реальных фактов и событий. Знаменитый преемник Багси Сигела Микки Коэн; коррумпированные полицейские, устроившие «Кровавое рождество» в собственном участке; спецотряд копов, устраивавший головомойку всем приезжим преступникам. Всё это было на самом деле. Нити реальной жизни вплетены в выдуманный сюжет, что придает картине Хэнсона еще большую убедительность.
Больше всего споров и пересудов вызвало желание режиссера пригласить на ключевую женскую роль немного вышедшую в тираж Ким Бэсингер. Времена, когда актриса жгла напалмом с экрана, уже прошли, она потихоньку переквалифицировалась на менее провокационные ленты, в основном триллеры и боевики с легким эротическим уклоном («Окончательный анализ», «Побег»). Студийные боссы были категорически настроены против ее кандидатуры, тем более что присутствовала разница в возрасте. И не в пользу Бэсингер. Но Хэнсон настоял на своем и обеспечил тогдашней супруге Алека Болдуина первый и скорее всего последний Оскар в ее карьере. Кое-кто и по сей день считает, что награда сия незаслуженна, а на месте Ким должна была оказаться либо Джулианна Мур («Ночи в стиле буги»), либо Минни Драйвер («Умница Уилл Хантинг»). Но одна лишь сцена с плачущей под дождем Ким засовывает всех критиканов в известное место.
Главное достоинство «Секретов Лос-Анджелеса» в том, что они вдохнули жизнь в классический жанр американской киноиндустрии. Нынешнему поколению зрителей Голливуд представляет нагромождением ремейков и сиквелов, мешаниной из латексных супергероев, гремящих железом роботов, романтических соплей и пафосных речей. Но ведь был «Мальтийский сокол». «Потерянный уик-энд». «Почтальон звонит дважды». «Китайский квартал», наконец. Эпоха Чандлера, Хэммета, Вулрича. Вполне объяснимо, что за океаном картину Хэнсона приняли прохладнее, нежели на родине. При всей популярности «нуара» в Европе, этот стиль был изобретен американцами, а свое, как говорится, не пахнет.
Произведения Джеймса Эллроя продолжают вдохновлять кинематографистов. По его рассказам сняты жесткие криминальные ленты «Проклятый сезон» (2002) с Куртом Расселом и «Короли улиц» (2008) с Киану Ривзом. Лишь однажды Голливуд попытался войти в ту же реку, взяв за основу первый роман из «лос-анджелесского квартета» писателя — «Черный георгин». Но, увы, несмотря на крепкий профессионализм Брайана де Пальмы, лента 2006 года «Черная орхидея» (и не спрашивайте, почему так перевели) с участием Джоша Хартнетта и Скарлетт Йоханссон стала сущим разочарованием. И если бы не «Город грехов» Роберта Родригеса, то «нуар» снова бы зачах в забвении. Но это уже совсем другая история.