Как оказаться на острие танца, или Что такое пуанты?
Кто из девочек, увидев впервые балет по телевизору, не пробовал встать на пальцы и сделать несколько па? Это оказывалось больно и неудобно. И сразу бежали к маме с вопросом: «Как это тетя так делает?!»
В начале 19 века балетмейстер Тальони предлагает привнести в танец что-то новое и неожиданное. Его дочь, знаменитая Мария Тальони, соглашается на смелый эксперимент и надевает на ноги новые туфли — с плотным пробковым носком. И впервые встает «на пальцы». Так, в 1830 году родились пуанты. Своим названием они обязаны французскому языку и происходят от слова pointe — остриё, кончик. За прошедшие почти два века эта обувь претерпела ряд изменений, но вошла в балет как основа классического танца.
В классическом танце используются такие понятия, как «полупальцы» и «пальцы». Первое используется как в работе в мягких туфлях (их еще называют «балетками»), так и в пуантах. Это практически то, что мы в обычной жизни называем «цыпочки». Второе невозможно сделать в мягких туфлях — это и есть работа на острие, на кончике, подъем на кончик большого пальца ноги.
В настоящее время пуанты делаются из многослойной мешковины, пропитанной клейстером (по принципу папье-маше), присоединяемой к жесткой, также многослойной стельке. Боковины туфли остаются мягкими. Для работы край носка около подъема обычно разминается балериной под свою ногу. Также неопытные молодые балерины могут помочь себе, надломив стельку для упрощения работы подъемом.
Поверхность пуант делают из атласа или хлопка, в зависимости от использования: для тренировок обычно берутся хлопковые с тем, чтобы можно было укрепить материал при износе. Атласные обычно используют для выступлений. К пуантам необходимо пришить ленточки для закрепления туфли вокруг щиколотки балерины. Работа «на пальцах» без лент запрещена, т. к. велика вероятность вывиха или перелома стопы. Длина каждой ленточки равна длине ноги от пятки до колена. Также бывает, что балерина добавляет широкую резинку на подъем, если у нее он большой.
Пуанты делаются разной полноты и для разных подъемов (это особенно видно по вырезу туфли, для разных подъемов они разные). В настоящее время существует несколько мастерских по изготовлению танцевальной обуви, в т. ч. пуант. У прима-балерин ведущих театров в мастерских при театре обычно есть свои колодки. Все остальные — подбирают себе обувь как обычно, примеркой имеющихся стандартных туфлей.
Работа в пуантах достаточно трудна и требует хорошего разогрева мышц не только ноги в целом, но и подъема в частности. Новые пуанты натирают ноги, и каждая балерина имеет свой арсенал методов борьбы с мозолями.
У балерин есть приметы, связанные с пуантами. Например, они стараются не оставлять туфли в гримерке перед спектаклем без присмотра, а носят с собой.
Конечно, работа «на пальцах» — это трудно, тяжело и местами больно. Но какое ощущение полета возникает при банальном арабеске! Как легко крутить туры в пуантах! Как женственно выглядит девушка в этой обуви!
Именно благодаря пуантам, образ балерины надолго стал синонимом романтичности, утонченности и изящества.