Русская «зимняя» музыка: какая она?
Звучат знакомые переливы, и даже если можно предположить странную ситуацию, что можно забыть, где и когда находишься, сразу же — «звуковой маячок» — Новый год. Это инструментальные переливы из «Иронии судьбы» моментально узнаются на слух, не меньше, чем песни из этого же фильма.
Всем известная киномузыка принадлежит перу Микаэла Таривердиева. Так же, как не менее узнаваемая и известная — из «Семнадцать мгновений весны». Музыка Таривердиева может нравиться или нет, намного важнее то, что она стала знаковой. А знаковость, узнаваемость — это очень важно. С помощью звуков формируется ощущение общности, что в праздники не менее важно, чем в любые другие «календарные» дни.
Микаэл Леонович Таривердиев написал музыку к множеству кинокартин (приводится цифра 132): «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Ошибка (Судьба и Возвращение) резидента», «Семнадцать мгновений весны», «Пропавшая экспедиция» — всех фильмов не перечислить. Не все, правда, знают, что это был композитор «серьезного» направления: на театральных сценах ставятся его оперы и балеты, в концертных залах играются скрипичные и органные концерты.
Что еще можно назвать «зимней» музыкой в России? Конечно же, изумительную песню С. Никитина «Диалог у новогодней елки». Но все это уже конец 20 века, а традиции «зимней» музыки более древние, народные музыкальные обряды были частично обрисованы в предыдущей статье о колядках.
Что касается духовной музыки — то она всегда была составляющей любого праздника. в течение многих веков церковная музыка и была единственной формой профессионального искусства. Принято считать, что своей эпохи Возрождения в России не было (а вот своя эпоха барокко и свой классицизм были). Не хочется вступать на зыбкую почву рассуждений на подобную тему, но факт остается фактом: профессиональная музыка в России долго существовала в пределах храмов. Тем поразительней расцвет музыки в 19 веке. Русская музыка эпохи романтизма не только ворвалась в общий «мировой процесс», но и стала в некоторых вопросах играть в нем «первую скрипку».
Но духовная музыка — тоже национальное достояние. Нигде в мире этим не бросаются, напротив — страшно дорожат. Когда-то рождественскую музыку знали все: слушали и сами пели. Потом — по понятным и всем известным причинам — она была полностью выключена из жизни. Но все еще зависит от людей. В этом отношении хочется привести в качестве примера одну историю.
Иван Семенович Козловский (1900 — 1993) был замечательным певцом. В репертуаре этого тенора были крупнейшие оперные партии, а также романсы. В 60-е годы он решил записать русские и украинские рождественские песни и колядки. Многие он помнил «со слуха», поскольку родился в селе Марьяновка под Киевом. Причем он помнил не только мелодии колядок, но и сами обряды. История этой записи довольно характерна. Чиновники предупредили, что сразу же вырубят колядки из эфира. Такое отношение Козловский встретил и в Москве, и в Киеве.
Тем не менее удалось записать небольшую пластинку. Считается, что весь ее тираж был разгромлен. «Я не требую, чтобы мне заплатили за мой общественно-просветительский труд. Мне ничего теперь не надо: не надо никакого земного богатства — ни злата, ни серебра. Всё, что я успел „накопить“ за мою почти вековую жизнь, я спешу раздать людям, и в этом меня никто не принуждает, — тихо сказал Козловский. — Но зачем же вы глумитесь надо мной, зачем превращаете в крошку пластинки моих рождественских колядок и топчетесь своими грязными сапожищами по моему голосу? Я ведь еще не умер, я ведь ещё живой!».
Тем не менее — не в тот раз, так в другой, замечательный певец Иван Козловский оставил свои записи рождественских песен и колядок. Благодаря людям, которые хранили и сохранили народное и духовное богатство, можно сегодня, по крайней мере, хотя бы назвать ряд песен.
Украинские колядки и щедривки: «Iдет звезда чудна», «Iрод цар за Христом гонявся», «Не плачь, Рахиле!», «Ой високо над полями».
Белорусские: «Цуд на Каляды», «Шчодры вечар, сьвяты вечар», «Новая радасьць».
Русские: тропари и кондаки Рождества Христова, песни «Появились над вертепом ангелы», «Торжествуйте, веселитесь».
Конечно же, всевозможных песен много больше, но перечислять нет смысла, к тому же мне трудно печатать на незнакомых языках. Кстати, в обязательном порядке везде поют «Тихую ночь» — хоть и сочинен гимн был в Австрии. Но музыка — явление интернациональное. Особенно праздничная.
Но и светская «зимняя» музыка заслуживает отдельного рассмотрения. Придется хронологически перескочить на полвека вперед — в середину и конец 19 века. Можно вспомнить оперу Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Гоголя). Но в первую очередь это, конечно, П. Чайковский. Приятно было услышать в репортажах о встрече этого Нового года в разных странах знакомую музыку.
П. И. Чайковский исключительно популярен в мире. Тема «зимы» часто встречается у композитора. Это и три пьесы из знаменитых «Времен года» — «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица» (для России вполне подходит и «Ноябрь. На тройке»). Исключительно востребованная в мире музыка.
Это и Первая симфония Чайковского «Зимние грезы». Но главное «зимнее» достояние — конечно же, «Щелкунчик». Балет написан по сказке немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик, или Мышиный король». Действие самой сказки происходит в канун Рождества, там есть дети и ожившие куклы (Испанская, Индийская и Китайская), и смертельная схватка героического Щелкунчика с Мышиным королем. Настоящая рождественская сказка.
И «сказочная» музыка балета — вполне сказочная по красоте. Множество музыкальных номеров из балета стали хитами: «Вальс Цветов», знаменитое «Адажио». А Танец Феи Драже из «Щелкунчика» конкретно звучал заставками в праздничные дни по всему миру, что трудно было не услышать. «Щелкунчик» — не просто детский сказочный балет Чайковского, это тоже национальное достояние. Такие вещи нужно понимать.
Еще одна «зимняя» музыка очевидно заслуживает упоминания. Имя Ребикова практически забыто, а зря.
Владимир Иванович Ребиков родился в Красноярске в 1866 году, умер в Ялте в 1920. Возможно, проблема в том, что ему не удалось поступить в консерваторию, где его сочинения признали «модернистскими диссонансными». Музыка Ребикова, действительно, с огромными прозрениями и прорывами вперед. Но сейчас забавно было бы услышать подобное суждение.
Владимир Ребиков учился за границей. Последние годы прожил в Ялте. Там он иногда занимался преподаванием. Давал, например, частные уроки фортепиано Николаю Набокову — будущему американскому композитору, а также двоюродному брату Владимира Набокова. Приемная дочь Ребикова Александра, которую он воспитывал с самых ранних лет, стала очень известной актрисой немого кино. А брат — Василий Ребиков — создателем первой в России граммофонной фирмы.
Перу Ребикова принадлежат оперы, балеты, камерные и духовные произведения. Среди них выделяется опера «Елка» по Андерсену и Достоевскому. Постановки «Елки» сейчас возобновлены в некоторых камерных театрах. И давно уже отдельной жизнью живет знаменитый Вальс из этой оперы. Трогательный, меланхоличный, тихий зимне-звенящий вальс.
Музыка Ребикова — прекрасный пример русской музыки Серебряного века. Но нам нужно возвращаться в Золотой. Хронологически — пора во Францию, но можно еще чуток задержаться в России и вспомнить, какие романсы пели горожане в первой половине 19 века.