Хореографический ансамбль "Радуга"
Орёл – это город, который расположен на берегах Оки и Орлика. Город, который, как писал Н.С. Лесков, «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский народ». Город, который называют одной из литературных столиц России.
Но не только писателями знаменит Орел. Он является родиной братьев-композиторов Василия и Виктора Калинниковых, народного художника А.И. Курнакова. На сцене его театра блистали Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова и другие.
Орел - город, в котором 3 театра, филармония, несколько музеев, город культуры и вузов, в которых можно получить практически любую профессию. И среди этих высших учебных заведений свое достойное место занимает Орловский государственный институт искусств и культуры (при создании был Орловским филиалом Московского государственного института культуры), ставший региональным центром в подготовке кадров культуры и искусства по разным специальностям. Одно из ведущих мест среди них занимает хореографическая специализация (кафедра хореографии), где с первых лет своего существования её студенты, как и студенты других кафедр, привлекались к активной концертной деятельности. Для этого создавалось множество модных в то время агитбригад. Их основной задачей было культурное обслуживание тружеников сельского хозяйства во время посевных и уборочных работ, а также участие в праздниках, посвященных различным юбилеям и знаменательным датам, проводимым в городе и области. Эти сборные программы агитбригад имели большой успех у зрителей.
Но все это не совсем устраивало кафедру, и было решено создать свой хореографический коллектив – ансамбль из числа студентов различных курсов, обучающихся на специальности. И тогда первая попытка была предпринята в 1975 году Князевым Александром Степановичем. Создав ансамбль и программу из своих и студенческих работ, дав несколько концертов, которые, кстати, зрителями были хорошо встречены, ансамбль прекратил свое существование в 1976 году вместе с уходом из института Александра Степановича.
В этом же году сменилось и руководство кафедрой. В 1977 году была предпринята вторая попытка создать ансамбль. И поручено это было молодому специалисту кафедры, выпускнику Московского государственного института культуры (МГИК), Деревягину Юрию Григорьевичу, который с энтузиазмом принял это предложение и, отобрав участников ансамбля из числа обучающихся, начал активно заниматься учебно-творческой деятельностью. И уже 7 ноября 1978 года на областном концерте, посвященном 61-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, была показана композиция, состоявшая из двух венгерских танцев: «Понтозоо» и «Чардаша», а также «Шенкурских заковырок», в исполнении ансамбля и постановке Деревягина Ю.Г. Эти композиции имели большой успех у зрителей и многие годы были в репертуаре ансамбля, а 7 ноября 1978 года мы считаем днем рождения ансамбля. Ансамбль создавался не только как концертная единица, но и как творческая лаборатория для преподавателей и студентов, которая выполняет ряд важных функций: студенты (участники ансамбля) получают профессиональные исполнительские навыки, лучшие учебные студенческие работы включаются в программы ансамбля.
Ежегодно, с окончанием вуза частью студентов, состав ансамбля обновляется, что создает определенные трудности ввода новых исполнителей, но и дает возможность выпускнику закрепить свои знания и навыки в качестве педагога-репетитора: выпускник – участник ансамбля - за год до окончания вуза должен на свое место ввести «новичка», выучить с ним композицию танца, точно передать характер и манеру исполнения.
Концертная деятельность и общение со зрителем воспитывают у участника культуру поведения и общения. Выезды с концертами позволяют углубить знания о культуре того региона, в котором ансамбль гастролирует. Здесь выполняется и ещё одна функция: умение пропагандировать хореографическое искусство и культуру своего края, своей страны.
Ансамбль танца в вузе культуры и искусства – это коллектив, который является составной частью учебного процесса, образовательной среды, где каждый из его участников (студентов) получает дополнительную возможность по закреплению знаний, полученных на уроках, а также по раскрытию своих индивидуальных физических и творческих способностей как исполнителей и будущих руководителей.
Основной предмет деятельности ансамбля танца – искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей. Ансамбль позволяет использовать практически весь известный на тот или иной момент арсенал средств, методов и форм воспитательного воздействия на определенную личность при одновременном проецировании этого воздействия на всех членов ансамбля. Ансамбль – это значит вместе.
Занятие в ансамбле воспитывает дисциплинированность и ответственность за себя и товарищей, то есть:
- коллективизм;
- умение обращаться со сценическими костюмами, гримом и т.д.;
- развивает образно-ассоциативное мышление, так необходимое всем, кто занимается хореографическим искусством;
- дает первые навыки поведения на сцене и за её пределами, воспитывает культуру поведения.
Развязный, расхлябанный человек не может быть красивым и на сцене. Это должен знать и будущий артист, и будущий руководитель.
Ансамбль выполняет и другие функции воспитания, где первым уровнем являются образование и обучение исполнителя, а другой уровень – это формирование его как личности, развитие в нем определенных гражданских, нравственно-эстетических качеств, которые, как говорил И. Моисеев, рождают прекрасную осанку, гордую поступь, достоинство и изящество жеста, превращают человеческое тело в инструмент духа.
Особенно это относится к участникам студенческого ансамбля, выпускники которого в дальнейшем будут и профессиональными артистами, и руководителями коллективов. И чем больше студентов за время учебы пройдет через ансамбль, тем больше выпускников будут чувствовать себя уверенней по окончании учебного заведения, как в профессиональном коллективе, так и в любительском, будь он руководителем или исполнителем.
Все занимающиеся танцем по-своему влюблены в этот вид искусства и больны им. Кто ступил на эту стезю, соприкоснулся с аплодисментами благодарных зрителей, стал «артистом ансамбля» не сможет с ним расстаться.
Ансамбль при учебном заведении – это ещё и методический центр для преподавателей колледжей искусства и культуры, хореографических школ, школ искусств, школ дополнительного образования, руководителей любительских коллективов.
В связи с большой концертно-гастрольной деятельностью ансамбля его можно назвать посланником Орловщины, а иногда и России, т.к., разъезжая по миру, он представляет не только и не столько институт или кафедру хореографии, но и Орловщину, и Россию. По нему судят о нашем крае, о нашей стране, а это, согласитесь, очень ответственно и требует от всех его участников концентрации таланта и мастерства, что с честью вот уже 30 лет выполняет не одно поколение, несмотря на то, что в нем меняются руководители.
"РАДУГА" - участник XII Всемирного фестиваля в Москве, Игр доброй воли в Санкт - Петербурге, международных фестивалей "Золотое Руно" (г. Сочи), "Судмалинас" (г. Рига), Реймского фестиваля во Франции и др.
"РАДУГА" - Лауреат республиканских и призер международных фестивалей.
Для достижения участниками ансамбля высокого мастерства много сил и энергии отдают педагоги - балетмейстеры: Заикина Надежда Александровна, Фоменко Ирина Михайловна, музыкальный руководитель Шкапцов Василий Викторович и его бессменный художественный руководитель - Заслуженный работник культуры России, кавалер Ордена "Дружбы", профессор Заикин Николай Иванович.
Н.И. Заикин. 30 лет - год за годом
Но не только писателями знаменит Орел. Он является родиной братьев-композиторов Василия и Виктора Калинниковых, народного художника А.И. Курнакова. На сцене его театра блистали Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова и другие.
Орел - город, в котором 3 театра, филармония, несколько музеев, город культуры и вузов, в которых можно получить практически любую профессию. И среди этих высших учебных заведений свое достойное место занимает Орловский государственный институт искусств и культуры (при создании был Орловским филиалом Московского государственного института культуры), ставший региональным центром в подготовке кадров культуры и искусства по разным специальностям. Одно из ведущих мест среди них занимает хореографическая специализация (кафедра хореографии), где с первых лет своего существования её студенты, как и студенты других кафедр, привлекались к активной концертной деятельности. Для этого создавалось множество модных в то время агитбригад. Их основной задачей было культурное обслуживание тружеников сельского хозяйства во время посевных и уборочных работ, а также участие в праздниках, посвященных различным юбилеям и знаменательным датам, проводимым в городе и области. Эти сборные программы агитбригад имели большой успех у зрителей.
Но все это не совсем устраивало кафедру, и было решено создать свой хореографический коллектив – ансамбль из числа студентов различных курсов, обучающихся на специальности. И тогда первая попытка была предпринята в 1975 году Князевым Александром Степановичем. Создав ансамбль и программу из своих и студенческих работ, дав несколько концертов, которые, кстати, зрителями были хорошо встречены, ансамбль прекратил свое существование в 1976 году вместе с уходом из института Александра Степановича.
В этом же году сменилось и руководство кафедрой. В 1977 году была предпринята вторая попытка создать ансамбль. И поручено это было молодому специалисту кафедры, выпускнику Московского государственного института культуры (МГИК), Деревягину Юрию Григорьевичу, который с энтузиазмом принял это предложение и, отобрав участников ансамбля из числа обучающихся, начал активно заниматься учебно-творческой деятельностью. И уже 7 ноября 1978 года на областном концерте, посвященном 61-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, была показана композиция, состоявшая из двух венгерских танцев: «Понтозоо» и «Чардаша», а также «Шенкурских заковырок», в исполнении ансамбля и постановке Деревягина Ю.Г. Эти композиции имели большой успех у зрителей и многие годы были в репертуаре ансамбля, а 7 ноября 1978 года мы считаем днем рождения ансамбля. Ансамбль создавался не только как концертная единица, но и как творческая лаборатория для преподавателей и студентов, которая выполняет ряд важных функций: студенты (участники ансамбля) получают профессиональные исполнительские навыки, лучшие учебные студенческие работы включаются в программы ансамбля.
Ежегодно, с окончанием вуза частью студентов, состав ансамбля обновляется, что создает определенные трудности ввода новых исполнителей, но и дает возможность выпускнику закрепить свои знания и навыки в качестве педагога-репетитора: выпускник – участник ансамбля - за год до окончания вуза должен на свое место ввести «новичка», выучить с ним композицию танца, точно передать характер и манеру исполнения.
Концертная деятельность и общение со зрителем воспитывают у участника культуру поведения и общения. Выезды с концертами позволяют углубить знания о культуре того региона, в котором ансамбль гастролирует. Здесь выполняется и ещё одна функция: умение пропагандировать хореографическое искусство и культуру своего края, своей страны.
Ансамбль танца в вузе культуры и искусства – это коллектив, который является составной частью учебного процесса, образовательной среды, где каждый из его участников (студентов) получает дополнительную возможность по закреплению знаний, полученных на уроках, а также по раскрытию своих индивидуальных физических и творческих способностей как исполнителей и будущих руководителей.
Основной предмет деятельности ансамбля танца – искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей. Ансамбль позволяет использовать практически весь известный на тот или иной момент арсенал средств, методов и форм воспитательного воздействия на определенную личность при одновременном проецировании этого воздействия на всех членов ансамбля. Ансамбль – это значит вместе.
Занятие в ансамбле воспитывает дисциплинированность и ответственность за себя и товарищей, то есть:
- коллективизм;
- умение обращаться со сценическими костюмами, гримом и т.д.;
- развивает образно-ассоциативное мышление, так необходимое всем, кто занимается хореографическим искусством;
- дает первые навыки поведения на сцене и за её пределами, воспитывает культуру поведения.
Развязный, расхлябанный человек не может быть красивым и на сцене. Это должен знать и будущий артист, и будущий руководитель.
Ансамбль выполняет и другие функции воспитания, где первым уровнем являются образование и обучение исполнителя, а другой уровень – это формирование его как личности, развитие в нем определенных гражданских, нравственно-эстетических качеств, которые, как говорил И. Моисеев, рождают прекрасную осанку, гордую поступь, достоинство и изящество жеста, превращают человеческое тело в инструмент духа.
Особенно это относится к участникам студенческого ансамбля, выпускники которого в дальнейшем будут и профессиональными артистами, и руководителями коллективов. И чем больше студентов за время учебы пройдет через ансамбль, тем больше выпускников будут чувствовать себя уверенней по окончании учебного заведения, как в профессиональном коллективе, так и в любительском, будь он руководителем или исполнителем.
Все занимающиеся танцем по-своему влюблены в этот вид искусства и больны им. Кто ступил на эту стезю, соприкоснулся с аплодисментами благодарных зрителей, стал «артистом ансамбля» не сможет с ним расстаться.
Ансамбль при учебном заведении – это ещё и методический центр для преподавателей колледжей искусства и культуры, хореографических школ, школ искусств, школ дополнительного образования, руководителей любительских коллективов.
В связи с большой концертно-гастрольной деятельностью ансамбля его можно назвать посланником Орловщины, а иногда и России, т.к., разъезжая по миру, он представляет не только и не столько институт или кафедру хореографии, но и Орловщину, и Россию. По нему судят о нашем крае, о нашей стране, а это, согласитесь, очень ответственно и требует от всех его участников концентрации таланта и мастерства, что с честью вот уже 30 лет выполняет не одно поколение, несмотря на то, что в нем меняются руководители.
"РАДУГА" - участник XII Всемирного фестиваля в Москве, Игр доброй воли в Санкт - Петербурге, международных фестивалей "Золотое Руно" (г. Сочи), "Судмалинас" (г. Рига), Реймского фестиваля во Франции и др.
"РАДУГА" - Лауреат республиканских и призер международных фестивалей.
Для достижения участниками ансамбля высокого мастерства много сил и энергии отдают педагоги - балетмейстеры: Заикина Надежда Александровна, Фоменко Ирина Михайловна, музыкальный руководитель Шкапцов Василий Викторович и его бессменный художественный руководитель - Заслуженный работник культуры России, кавалер Ордена "Дружбы", профессор Заикин Николай Иванович.
Н.И. Заикин. 30 лет - год за годом
Отзывы и комментарии