Хореографический ансамбль "Радуга"

Но не только писателями знаменит Орел. Он является родиной братьев-композиторов Василия и Виктора Калинниковых, народного художника А.И. Курнакова. На сцене его театра блистали Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова и другие.
Орел - город, в котором 3 театра, филармония, несколько музеев, город культуры и вузов, в которых можно получить практически любую профессию. И среди этих высших учебных заведений свое достойное место занимает Орловский государственный институт искусств и культуры (при создании был Орловским филиалом Московского государственного института культуры), ставший региональным центром в подготовке кадров культуры и искусства по разным специальностям. Одно из ведущих мест среди них занимает хореографическая специализация (кафедра хореографии), где с первых лет своего существования её студенты, как и студенты других кафедр, привлекались к активной концертной деятельности. Для этого создавалось множество модных в то время агитбригад. Их основной задачей было культурное обслуживание тружеников сельского хозяйства во время посевных и уборочных работ, а также участие в праздниках, посвященных различным юбилеям и знаменательным датам, проводимым в городе и области. Эти сборные программы агитбригад имели большой успех у зрителей.
Но все это не совсем устраивало кафедру, и было решено создать свой хореографический коллектив – ансамбль из числа студентов различных курсов, обучающихся на специальности. И тогда первая попытка была предпринята в 1975 году Князевым Александром Степановичем. Создав ансамбль и программу из своих и студенческих работ, дав несколько концертов, которые, кстати, зрителями были хорошо встречены, ансамбль прекратил свое существование в 1976 году вместе с уходом из института Александра Степановича.
В этом же году сменилось и руководство кафедрой. В 1977 году была предпринята вторая попытка создать ансамбль. И поручено это было молодому специалисту кафедры, выпускнику Московского государственного института культуры (МГИК), Деревягину Юрию Григорьевичу, который с энтузиазмом принял это предложение и, отобрав участников ансамбля из числа обучающихся, начал активно заниматься учебно-творческой деятельностью. И уже 7 ноября 1978 года на областном концерте, посвященном 61-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, была показана композиция, состоявшая из двух венгерских танцев: «Понтозоо» и «Чардаша», а также «Шенкурских заковырок», в исполнении ансамбля и постановке Деревягина Ю.Г. Эти композиции имели большой успех у зрителей и многие годы были в репертуаре ансамбля, а 7 ноября 1978 года мы считаем днем рождения ансамбля. Ансамбль создавался не только как концертная единица, но и как творческая лаборатория для преподавателей и студентов, которая выполняет ряд важных функций: студенты (участники ансамбля) получают профессиональные исполнительские навыки, лучшие учебные студенческие работы включаются в программы ансамбля.
Ежегодно, с окончанием вуза частью студентов, состав ансамбля обновляется, что создает определенные трудности ввода новых исполнителей, но и дает возможность выпускнику закрепить свои знания и навыки в качестве педагога-репетитора: выпускник – участник ансамбля - за год до окончания вуза должен на свое место ввести «новичка», выучить с ним композицию танца, точно передать характер и манеру исполнения.
Концертная деятельность и общение со зрителем воспитывают у участника культуру поведения и общения. Выезды с концертами позволяют углубить знания о культуре того региона, в котором ансамбль гастролирует. Здесь выполняется и ещё одна функция: умение пропагандировать хореографическое искусство и культуру своего края, своей страны.
Ансамбль танца в вузе культуры и искусства – это коллектив, который является составной частью учебного процесса, образовательной среды, где каждый из его участников (студентов) получает дополнительную возможность по закреплению знаний, полученных на уроках, а также по раскрытию своих индивидуальных физических и творческих способностей как исполнителей и будущих руководителей.
Основной предмет деятельности ансамбля танца – искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей. Ансамбль позволяет использовать практически весь известный на тот или иной момент арсенал средств, методов и форм воспитательного воздействия на определенную личность при одновременном проецировании этого воздействия на всех членов ансамбля. Ансамбль – это значит вместе.
Занятие в ансамбле воспитывает дисциплинированность и ответственность за себя и товарищей, то есть:
- коллективизм;
- умение обращаться со сценическими костюмами, гримом и т.д.;
- развивает образно-ассоциативное мышление, так необходимое всем, кто занимается хореографическим искусством;
- дает первые навыки поведения на сцене и за её пределами, воспитывает культуру поведения.
Развязный, расхлябанный человек не может быть красивым и на сцене. Это должен знать и будущий артист, и будущий руководитель.
Ансамбль выполняет и другие функции воспитания, где первым уровнем являются образование и обучение исполнителя, а другой уровень – это формирование его как личности, развитие в нем определенных гражданских, нравственно-эстетических качеств, которые, как говорил И. Моисеев, рождают прекрасную осанку, гордую поступь, достоинство и изящество жеста, превращают человеческое тело в инструмент духа.
Особенно это относится к участникам студенческого ансамбля, выпускники которого в дальнейшем будут и профессиональными артистами, и руководителями коллективов. И чем больше студентов за время учебы пройдет через ансамбль, тем больше выпускников будут чувствовать себя уверенней по окончании учебного заведения, как в профессиональном коллективе, так и в любительском, будь он руководителем или исполнителем.
Все занимающиеся танцем по-своему влюблены в этот вид искусства и больны им. Кто ступил на эту стезю, соприкоснулся с аплодисментами благодарных зрителей, стал «артистом ансамбля» не сможет с ним расстаться.
Ансамбль при учебном заведении – это ещё и методический центр для преподавателей колледжей искусства и культуры, хореографических школ, школ искусств, школ дополнительного образования, руководителей любительских коллективов.
В связи с большой концертно-гастрольной деятельностью ансамбля его можно назвать посланником Орловщины, а иногда и России, т.к., разъезжая по миру, он представляет не только и не столько институт или кафедру хореографии, но и Орловщину, и Россию. По нему судят о нашем крае, о нашей стране, а это, согласитесь, очень ответственно и требует от всех его участников концентрации таланта и мастерства, что с честью вот уже 30 лет выполняет не одно поколение, несмотря на то, что в нем меняются руководители.
"РАДУГА" - участник XII Всемирного фестиваля в Москве, Игр доброй воли в Санкт - Петербурге, международных фестивалей "Золотое Руно" (г. Сочи), "Судмалинас" (г. Рига), Реймского фестиваля во Франции и др.
"РАДУГА" - Лауреат республиканских и призер международных фестивалей.
Для достижения участниками ансамбля высокого мастерства много сил и энергии отдают педагоги - балетмейстеры: Заикина Надежда Александровна, Фоменко Ирина Михайловна, музыкальный руководитель Шкапцов Василий Викторович и его бессменный художественный руководитель - Заслуженный работник культуры России, кавалер Ордена "Дружбы", профессор Заикин Николай Иванович.
Н.И. Заикин. 30 лет - год за годом
Отзывы и комментарии