Когда настанет конец скандалам с ЕГЭ?
ЕГЭ… С этими тремя буквами часто уже ассоциируется нечто скандальное. Вспоминаются массовые списывания школьников, вскрытия КИМов до начала экзамена, студенты, сдающие экзамен за школьников, аномально высокие результаты в некоторых республиках Северного Кавказа…
Российскую общественность будоражит утечка материалов ЕГЭ и ответов к ним. Ответ на вопрос: «Каким образом утекли материалы?» — требует тщательного изучения не только общественностью, но и компетентными органами. Интересует другое. Почему материалы утекают? Почему в Сети создаются форумы, на которых решают за других экзаменационные задания?
Понимаю мошенников, наживающихся на предоставленной возможности. Понимаю студентов, которым интересно проверить свои знания, решая задания ЕГЭ. Но я не понимаю выпускников, заботливо выкладывающих для других материалы, ответы и решения к ним. Что их мотивирует? Искреннее желание помочь другим людям? Некая выгода?
Для начала нужно ответить на вопрос: «Что такое ЕГЭ в глазах выпускников?» По словам одного из разработчиков экзаменационных материалов, ЕГЭ — это отчет выпускника перед государством. Зря или не зря государство несколько лет оплачивало его обучение в школе? Действительно, ЕГЭ — это некое испытание, которое нужно пройти для завершения одного из этапов обучения. Однако ЕГЭ — объект постоянной критики. Критикуют министерство образования и его главу, некоторые политические партии, пользуясь случаем, перед выборами обещают отменить ЕГЭ. Примечательно, что ЕГЭ перетянул на себя внимание. Если раньше некоторые ругали всю систему образования, то сейчас ругают только ЕГЭ, забывая о том, что ЕГЭ является не отдельной системой, а лишь частью системы нашего образования, которое, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Для некоторых слово «ЕГЭ» стало синонимом слова «зло». Получается, что победить и обмануть символ зла — геройский поступок. Именно это и мотивирует выпускников выкладывать ответы и решать за других задания ЕГЭ. Им кажется, что они поступают правильно и умно. Однако они не думают о будущем. Причем совсем недалеком будущем. Совсем скоро пройдут последние экзамены, и они будут подавать документы в вузы. И тут-то начнется самое интересное. Они с удивлением увидят, что у многих общий балл не ниже, а в некоторых случаях даже выше, чем у них. И среди этих многих, возможно, скорее — наверняка, окажутся те, кому они помогали на ЕГЭ.
Хотелось бы, чтобы выпускник, сдавая экзамены, помнил о том, что, помогая другим, он забирает у себя место в вузе.
Списывали на экзаменах всегда. И в советское время тоже. Но тогда были другие условия. Если человек не смог сдать экзамены и закончить школу, он все равно мог устроиться на работу и зарабатывать себе на хлеб. Сейчас иная ситуация. Нарушая правила проведения экзамена, человек может сломать себе судьбу и жизнь. Хочется обратиться к выпускникам: «Поступайте разумно! Не нарушайте правила проведения экзамена!» Как правило, выпускники, нарушившие правила и пойманные с поличным, жалеют о том, что они сделали.
Скандалы с ЕГЭ возникают не сами по себе. Их провоцируют нарушения. Не будет нарушений — не будет и скандалов.