Как Арман-Жан дю Плесси стал кардиналом Ришелье?
В семье Франсуа дю Плесси, главного прево Франции времен правления Генриха III, и Сюзанны де ла Порт, дочери адвоката Парижского парламента, было трое сыновей и две дочери. Младший из мальчиков, Арман-Жан, не отличался здоровьем. Напротив, был болезненным и тихим ребенком, но при этом мечтал о военной карьере.
Потеряв отца в пятилетнем возрасте, он провел детство и отрочество в обветшавшем поместье Ришелье, где бедность заявляла о себе на каждом шагу. У матери на руках было пятеро детей, а главным доходом, на который семья существовала и выплачивала оставшиеся после смерти ее главы долги, были поступления по духовной должности, дарованной роду дю Плесси еще в 1516 г. и передававшейся по наследству.
Условием их получения являлось принятие одним из членов семейства церковного сана. Арман-Жан не помышлял об этом, и положение младшего сына способствовало тому, чтобы он пошел по пути, выбранному самостоятельно. В 1594 г. девятилетний мальчик поступил в Наваррский колледж в Париже, по-прежнему намереваясь стать военным. Однако когда в 1606 г. его брат отказался от епископства в Люсоне, что в тридцати километрах севернее Ла-Рошели, и постригся в монахи, ему пришлось изменить планы, дабы сохранить родовую позицию в епархии.
По существовавшим правилам, он был слишком юн, чтобы получить столь высокий духовный сан, и для решения вопроса требовалось благословение Папы Римского. Молодой дю Плесси без колебаний отправился в Ватикан. Ему удалось произвести хорошее впечатление на понтифика, оценившего ум и манеры претендента.
Приписав себе два года, недостающие до преодоления возрастного ценза, соискатель получил должность от Павла V и сразу же после торжественной церемонии обратился к нему с покаянием, сознавшись в обмане. История утверждает, что тот, выслушав честолюбивого юношу, немного помолчал, а затем с улыбкой сказал: «Ты далеко пойдешь. Отпускаю тебе этот грех!». Говорят, Папа счел справедливым, «чтобы молодой человек, обнаруживший мудрость, превосходящую его возраст, был повышен досрочно».
Итак, 17 апреля 1607 г. Арман-Жан дю Плесси получил сан епископа Люсонского и имя Ришелье. Правда, аббатство Люсона лежало в руинах в результате Религиозных войн, доходность епархии была очень низкой, тень бедности по-прежнему маячила на горизонте. Зато статус позволял ему теперь явиться ко двору. Прибыв в королевскую резиденцию, молодой епископ выказал недюжинный ум, эрудицию и красноречие, чем вызвал явную симпатию короля Генриха IV и не менее сильную антипатию влиятельных придворных, вынудивших его в конце концов покинуть Париж.
Вернувшись в Люсон, Ришелье реформировал хозяйство епархии, сочинил теологический трактат (первый из написанных на французском языке) и занялся усиленным самообразованием. После убийства Генриха IV в 1610 г. в стране возникла смута, и епископ Люсонский выступил посредником на переговорах власти с мятежным народом. Затем, будучи избранным в собрание сословий (Генеральные Штаты) сумел обеспечить компромисс в конфликте духовенства с третьим сословием (ремесленники, купцы, крестьяне). Был замечен и приближен королевой-матерью Марией Медичи и назначен духовником Анны Австрийской, супруги короля Людовика XIII.
Затем занял пост государственного секретаря по военным делам и внешней политике, но после убийства фаворита Медичи К. Кончини попал в опалу, длившуюся два года, за которые он написал еще два богословских труда «Защита основных положений католической веры» и «Наставления для христиан».
Вернувшись в 1619 г. по соизволению Людовика XIII ко двору вдовствующей королевы М. Медичи, находившемуся вне пределов Парижа, через три года Ришелье получил сан кардинала, что означало одновременное введение его в состав правительства страны. Но заседать в нем впервые он смог лишь в апреле 1624 г., по возвращении королевы Марии в столицу. А через несколько месяцев стал первым министром.
13 августа 1624 г. — дата, с которой началось фактическое восемнадцатилетнее правление «красного кардинала» Ришелье. Большинству современников это имя знакомо по романам А. Дюма, который, к слову сказать, многие события и сюжеты почерпнул… из произведений самого Ришелье, слывшего плодовитым литератором.
Да чем только не была знаменита в свое время эта могущественная личность! Во всяком случае, не только хитроумием и интригами. Чтобы почти два десятилетия противостоять силе и ненависти множества врагов, требуется немало талантов. Без сомнения, это был великий (но и жестокий) политик, выдающийся дипломат.
Не стоит забывать, что кроме экономических реформ, развития флота, обеспечения военных успехов Франции он основал Парижскую академию, открыл официальную прессу, завещал свою прекрасную библиотеку (6 тыс. томов) Сорбонне, покровительствовал искусствам. Не случайно на смерть Ришелье один из поэтов написал эпитафию:
Тут спит Великий кардинал. Как много мир наш потерял! Но больше всех рыдаю я: Лежит с ним пенсия моя.
Дело в том, что Людовик XIII отменил все назначенные первым министром пенсии творческим работникам, заявив: «Нас это больше не касается».
Много чего совершил дю Плесси — Ришелье за свою жизнь. Он был фигурой столь значимой, что даже после смерти вызывал то моду на свои личные пристрастия, то новую волну ненависти. Но и это лишь закрепляло в исторической памяти имя кардинала.